Объекты критической инфраструктуры в Украине перманентно находятся под риском из-за природных и военных угроз, возникающих не только у границ, но и внутри страны. Железнодорожные пути, автомобильные дороги, мосты, предприятия и инфраструктура для передачи электричества и тепла нуждаются в защите и своевременном информационном обеспечении.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА/коптеры) благодаря современным технологиям, камерам с высоким разрешением, тепловизорам и специальным алгоритмам стали оптимальным инструментом сбора информации, которая поможет защитить объект.

Мониторинг местности

Что именно сейчас происходит в нескольких километрах от вас? Угроза реальна или вас дезинформируют? Какого реагирования требует ситуация? Соответствующая риску реакция невозможна без постоянной актуализации данных. Один беспилотный комплекс закрывает сразу несколько задач по мониторингу территории:

  1. Инспекция больших территорий, удаленных и труднодоступных участков с использованием сменной полезной нагрузки – визуальных и тепловизионных камер в сочетании с дальномерами, помогает вовремя выявить поджоги, очаги и источники горения, нежелательные перемещения техники и людей.
  2. Лидерная съемка рисков с безопасного расстояния. В отличие от обычной съемки, лидер-технология Zenmuse L1 позволяет разделить полученное облако точек на несколько классов – земля, кусты, высокая растительность, дома, техногенные сооружения, дороги и т.д. В автоматическом режиме на компьютере стандартной мощности в течение одного дня можно классифицировать участок площадью от 100 до 300 Га. Это помогает выявить на земле новые статические объекты и зафиксировать изменения ландшафта – разрушение природных объектов и построек. Самое главное – получить 3D модель, которую можно тщательно осмотреть и получить пространственные координаты и размеры.
  3. Создание ортофотопланов и 3D-моделей отдельных участков местности с максимальной детализацией. Ортофотопланы могут использоваться как для инвентаризации земель и планирования территорий, так и для отображения актуальной ситуации на линейных объектах – автомобильных и железных дорогах, линиях электропередач и наземных трубопроводах.

Коптеры не требуют выполнения человеком опасных задач и могут инспектировать местность по заранее разработанным миссиям.

По словам руководителя отдела обучения и услуг DJI QUADRO.ua Артема Платоненко , беспилотные летательные аппараты серии Enterprise имеют системы распознавания помех и подходят для зимних миссий при температуре до -20°С. К примеру, DJI Matrice 300 RTK не боится снега и дождя. Миссия может загружаться в беспилотный комплекс файлом, создаваться на пульте или с использованием коптера во время полета. После выполнения задания коптер, в зависимости от цели миссии, возвращается к точке старта, опускается или зависает в воздухе, ожидая другого задания.

Защита объектов критической инфраструктуры

Сколько потенциальных рисков сегодня чревато стратегическими объектами в разных городах Украины? Сколько ресурсов нужно, чтобы несколько раз в сутки инспектировать территорию крупного предприятия или подробно исследовать состояние десятков километров газопровода в труднодоступной местности? С какими угрозами могут столкнуться люди во время проверки?

Патрулирование предприятий с помощью БПЛА может оперативно фиксировать несанкционированное проникновение на стратегические объекты. Для обеспечения общественной безопасности и контроля существуют модели с многократным оптическим увеличением, которые с расстояния в 500 м позволяют распознать номерной знак автомобиля, а версии с тепловизором ночью могут помочь увидеть автомобиль, разницу температур на фоне других авто и факт того, что человек выходит. из него. Патрульные модели коптеров для незаметности выключают все огни и не требуют длительной предполетной подготовки – на подготовку к запуску малых коптеров пилот тратит около минуты.

Беспилотники, оснащенные тепловизорами, оптимальны для обнаружения теплопотерь в жилых постройках, промышленных цехах и трубах, для поиска разрывов подземных теплосетей. Так можно выявить максимальное количество повреждений до того, как проблема примет критические масштабы.

В городах и за пределами населенных пунктов можно использовать одни и те же модели квадрокоптеров, но важно учитывать, что в городе больше помех и помех, поэтому дальность сигнала будет меньше, и БПЛА с заявленной дальностью полета до 8 км может улететь на меньшее расстояние, в зависимости от условий.

Беспилотники спасают людей

Использование квадрокоптеров при поисково-спасательных операциях – привычная мировая практика, БПЛА с тепловизорами могут искать людей ночью и не зависят от рельефа местности. Точность измерения температуры составляет ±2 °C и сводит к минимуму вероятность ошибки.

Квадрокоптеры могут быть значимой частью системы массового оповещения людей: коптер оснащают динамиком, при необходимости – прожектором, что значительно упрощает координацию действий.

Председатель Всеукраинской федерации владельцев беспилотников Тарас Трояк констатирует: "В условиях повышенной опасности беспилотные комплексы быстро интегрируются в процесс выявления и ликвидации рисков, помогают сэкономить человеческие и финансовые ресурсы и вместе с другими высокотехнологичными решениями существенно повышают эффективность работы экстренных служб".