По состоянию на 2023 год на гору Эверест, высочайшую вершину мира, было успешно совершено 6664 восхождения. С каждым годом количество альпинистов растет, и Эверест также стал известен как «самая высокая свалка в мире». По данным Nepal Times, за семьдесят лет на Эвересте накопилось примерно 140 тонн отходов. Среди этих отходов – кислородные баллоны, упаковки от еды, человеческие отходы и даже тела альпинистов, которые погибли на горе.

Альпинисты, стремящиеся подняться на вершину Эвереста, нуждаются в таких вещах, как кислородные баллоны и палатки, и часто нанимают местных шерпов для транспортировки. Маршрут от базового лагеря Эвереста (EBC) до вершины предполагает преодоление экстремальных условий, таких как ледопад Кхумбу, который признан одним из самых опасных этапов южного маршрута восхождения на Эверест.

грузовий дрон, дрон для доставки, доставка дроном, вантажний дрон, грузовой дрон, квадрокоптер с нагрузкой 30 кг, дрон 30 кг, доставка дроном, дрон с лебёдкой, дрон з лебідкою, dji flycart, flycart 30, fc 30
Чтобы решить проблемы с транспортировкой снаряжения и управления отходами на Эвересте, правительство Непала ищет решения.

В апреле 2024 года DJI Delivery в сотрудничестве с 8KRAW и местными партнерами в Непале провели испытания транспортировки дроном на южном склоне Эвереста с помощью DJI FlyCart 30 (DJI FC30). Это стало первым в истории транспортным испытанием грузового беспилотника на высоте от 5300 до 6000 метров, установив новый рекорд для гражданских беспилотных перевозок.

15 кг полезного груза на высоте 6000 метров

С 25 апреля по 1 мая FC30 завершил испытания зависания, испытания транспортировки без нагрузки и испытания транспортировки с нагрузкой в южной зоне базового лагеря (на высоте 5300 метров) и на больших высотах. Испытания показали, что FC30 может стабильно транспортировать 15 кг снаряжения от базового лагеря Эвереста на высоте 5300 метров до лагеря C1 на высоте 6000 метров, сокращая рискованный и длительный (6-8 часов) поход через ледопад Кхумбу до 10 минут.

грузовий дрон, дрон для доставки, доставка дроном, вантажний дрон, грузовой дрон, квадрокоптер с нагрузкой 30 кг, дрон 30 кг, доставка дроном, дрон с лебёдкой, дрон з лебідкою, dji flycart, flycart 30, fc 30

Перед тем как достичь Эвереста, команда DJI обнаружила, что части маршрута от базового лагеря до C1 блокировали видимость дрона. Это требовало изменения позиции, чтобы найти точку взлета, которая бы избегала препятствий для сигнала со стороны горы. После нескольких настроек они наконец нашли точку взлета с минимальными помехами сигнала.

Помехи сигнала могут привести к потере связи пульта дистанционного управления с дроном. Однако, спроектировав траекторию полета, которая продолжается даже после потери сигнала, и используя удлиненную веревку с механизмом самоотсоединения, можно транспортировать грузы до лагеря C1. Этот метод предусматривает, что части траектории полета находятся в состоянии потери сигнала и не позволяют потерять дрон, что делает это резервным планом. Эти проблемы можно быстро решить с помощью режима двойного оператора FC30, который позволяет управлять дроном несколькими пультами дистанционного управления с разных позиций. Однако для этого потребовался бы опытный пилот, чтобы подняться до лагеря 1, что требует разрешения на восхождение, поэтому это решение не использовалось во время начальных испытаний доставки.

грузовий дрон, дрон для доставки, доставка дроном, вантажний дрон, грузовой дрон, квадрокоптер с нагрузкой 30 кг, дрон 30 кг, доставка дроном, дрон с лебёдкой, дрон з лебідкою, dji flycart, flycart 30, fc 30

После нескольких раундов корректировок команда DJI Delivery в конечном итоге обнаружила, что местность от лагеря C1 до вершины ледопада Кхумбу относительно ровная, что позволяет персоналу совершать быстрые путешествия туда и обратно. Кроме того, эта зона расположена над ледопадом Кхумбу и вдоль маршрута восхождения, что устраняет необходимость ремонта троп через трещины. Используя полеты Mavic 3T, они наконец определили стабильную целевую точку для полетов с одним контроллером на C1, эффективно решая проблему сигнала.

грузовий дрон, дрон для доставки, доставка дроном, вантажний дрон, грузовой дрон, квадрокоптер с нагрузкой 30 кг, дрон 30 кг, доставка дроном, дрон с лебёдкой, дрон з лебідкою, dji flycart, flycart 30, fc 30
Испытания начались с полетов туда и обратно на FC30, который перевозил грузы весом 0, 4.5, 9, 13.5 и 15 килограммов.

Финальные летные испытания подтвердили, что в условиях -5°C и скорости ветра 15 м/с FC30 мог стабильно взлетать с высоты 5300 метров без каких-либо модификаций. Во время испытаний дрон достиг максимальной высоты полета 6191,8 метра с возможностью дальнейшего набора высоты и смог зависать 17 минут. Для транспортного задания, которое включало перевозку полезного груза весом 15 кг по маршруту длиной 2,7 км с набором высоты 700 м, у FC30 оставалось 43% заряда батареи после полета туда и обратно.

Безопаснее и чище Эверест

грузовий дрон, дрон для доставки, доставка дроном, вантажний дрон, грузовой дрон, квадрокоптер с нагрузкой 30 кг, дрон 30 кг, доставка дроном, дрон с лебёдкой, дрон з лебідкою, dji flycart, flycart 30, fc 30

Транспортные испытания FC30 на Эвересте установили мировой рекорд для транспортировки на 6000 метров и, как ожидается, предоставят новые решения для различных коммерческих проектов восхождения по всему миру. Согласно последним сообщениям, применение FC30 в регионе Эвереста получило высокое признание местных властей и коммерческих альпинистских организаций Непала.

22 мая местный оператор по заказу местного правительства Непала официально запустил регулярный транспортный проект беспилотников в Южном базовом лагере Эвереста. Основные цели включают уборку остатков мусора на южном склоне Эвереста, начав сезон раньше, чем ожидалось.

Ускорение регулярных высотных перевозок беспилотниками может начать новую эру для высотных миссий и спасательных операций, способствуя защите окружающей среды и устойчивому развитию индустрии скалолазания.