Стремительное развитие беспилотных летательных аппаратов и каждый раз большая доступность тепловизионных камер привели к идее использования их для охраны дата-центров или других объектов информационной деятельности.

Были протестированы возможности тепловизионных камер коптера DJI Mavic 2 Enterprise Dual и полезной нагрузки DJI Zenmuse H20T на коптере DJI Matrice 300 RTK. Научный журнал "Кибербезопасность: образование, наука, техника" опубликовал результаты в статье.

     

Критерий Джонсона

Эта работа — первое задокументированное применение критерия Джонсона для беспилотной техники. Для определения разрешения камер Mavic 2 Enterprise Dual (тепловизионная камера 160х120 пикселей и визуальный модуль на 12 Мп) и более мощного варианта на подвесе DJI Zenmuse H20T (тепловизор 640×512 пикселей и 20-Мп визуальная камера с 23-кратным зумом) использовали критерий Джона Джонсона. Он был описан в 1958 году для систематизации принципов распознавания изображений с целью определения военных целей. 

Позже критерий Джонсона стал широко применяться в коммерческой сфере для обозначения характеристик тепловизионных систем. Главная задача критерия — провести границу между ступенями "видимости" объекта. Единицей измерения является количество "пар линий", которые помещаются на критическом (малейшем для идентификации) размере объекта. Количество таких пар линий позволяет с определенной вероятностью выполнить одно из четырех действий:

  • Выявление (есть возможность обнаружить объект на фоне).
  • Ориентирование (степень симметрии объекта и его ориентация).
  • Распознавание (классификация объекта: дом, человек, автомобиль ...).
  • Идентификация (определение типа объекта в классе: мужчина или женщина, грузовой или легковой автомобиль...).

В зависимости от требуемой точности, используем таблицу необходимого числа пар линий для идентификации объекта.

Критерии Джонсона (необходимое количество пар на критический размер)

Вероятность события

0,5 0.8 0,95 1
Определение 1 1,5 2 3
Ориентация 2,5 3,75 5 7,5
Распознавание 4 6 8 12
Идентификация 8 12 16 24

Применение коптерных решений DJI для идентификации объектов

Разницу возможностей инфракрасных камер DJI Mavic 2 Enterprise Dual и DJI Zenmuse H20T идеально иллюстрирует фото, сделанное с высоты 15 метров под углом 45°. Пусть с разной детализацией, но на обоих фото можно легко идентифицировать автомобиль, человека и точку взлета (круг темного цвета).

     

Сложнее распознавать предметы под прямым углом (-90° относительно земной поверхности), что является главной задачей миссий мониторинга и поиска нарушителей на определенной территории. Ниже показаны снимки с высоты 15, 50 и 100 метров. Для полного набора данных также проводились съемки с высоты 30 и 70 метров.

Следующие вычисления показали количество пар линий, что разместились на критическом размере автомобиля и человека. Каждое значение пары линий рассчитано как половина соотношения ширины объекта на фото к отношению ширины к высоте самого изображения.

Результаты вычислений (пар линий для объекта с критическим размером)

Высота для авто (м)

M2ED H20T
15 18,75 129,375
30 10,5 66
50 6 39
70 4,5 27,75
100 3,375 19,875

Высота для человека(м)

M2ED H20T
15 3 19,5
30 1,875 9
50 1,125 6,375
70 0,75 4,125
100 0,75 3

Эффективность Mavic 2 Enterprise Dual и Zenmuse H20T

На выходе получили два массива информации, касающиеся автомобиля и человека. Возможности встроенного тепловизора DJI Mavic 2 Enterprise Dual позволяют с 95% вероятностью идентифицировать авто с высоты 15 метров, а с высоты 100 метров есть возможность только выявить автомобиль, как пятно на фоне, однако со 100% вероятностью. Камера M2ED способна обнаружить человека с высоты 15 м.

Zenmuse H20T предлагает значительно большие возможности. Даже со 100-метровой высоты обеспечивается 95% вероятность идентификации, или 100% с высоты 70 метров. Для человека диапазон возможностей таков: с 15 метров можно идентифицировать человека с 95% точностью или же просто определить его с отметки 100 метров над землей.

     

Исследование показало неисчерпаемый потенциал беспилотных решений DJI для охраны и мониторинга как небольших предприятий (с помощью M2ED), так и огромных территорий, с применением Matrice 300 RTK. Коптеры могут проверять крыши и другие сложные для доступа места.